Самолёт ЯК-18Т
Як-18Т — советский лёгкий учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт с багажником. Як-18Т был создан на базе Як-18 и стал завершающей модификацией в серии Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС.
История
Разработка Як-18Т была начата в 1964 году. Первый полёт опытного образца совершён в 1967 году, серийное производство осуществлялось в 1973—1983 годах на Смоленском авиационном заводе. Всего за этот промежуток в Смоленске произведено 536 Як-18Т, включая опытные и предназначавшиеся для испытаний экземпляры. В 1974 г. был построен санитарный вариант самолёта (заводской N№ 03-05), рассчитанный на перевозку больного на носилках в сопровождении одного врача, но серийное производство этой модификации не было организовано. В ОКБ А. С. Яковлева разрабатывались также варианты самолёта с лыжным и поплавковым шасси, однако до постройки дело не дошло.
Изначально Як-18Т проектировали как многоцелевой, поэтому Министерства лесной промышленности и здравоохранения СССР заказали для своих подразделений по 300 машин. Эти заявки не были удовлетворены, поскольку решением Совмина СССР Як-18Т был принят в качестве учебно-тренировочного самолёта. В течение 10 лет Смоленский авиазавод отправлял свою продукцию только в лётные училища гражданской авиации: Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское. С середины 70-х годов несколько Як-18т эксплуатировались в Ивановском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ.
В 1988 году приказом Министерства гражданской авиации СССР Як-18Т были сняты с эксплуатации. Часть их была утилизирована, а около 200 самолётов были выкуплены по остаточной стоимости энтузиастами. В итоге данный тип самолётов надолго стал наиболее многочисленным в авиации общего назначения в странах СНГ. Некоторое их количество было продано частным лицам за рубеж. Поэтому сегодня Як-18Т можно встретить в разных странах, в частности: в Австралии, США, Бразилии, Новой Зеландии.
Самолет-памятник Як-18Т (Ульяновск).
В 1993 году Смоленский авиационный завод возобновил мелкосерийное производство Як-18Т. Была выпущена серия из 15 единиц для УВАУГА. В дальнейшем выпускались единичные экземпляры.
В настоящее время Як-18Т не применяется в учебных заведениях гражданской авиации в качестве самолёта первоначального обучения. В связи с устареванием и износом парка этих самолётов в 2006 году Правительством РФ было принято решение о возобновлении серийного производства модернизированного Як-18Т (серия 36). Модернизация предусматривает замену авионики самолёта на современную, соответствующую новым стандартам, а также ряд конструктивных изменений, включая использование другого воздушного винта и увеличение ёмкости топливных баков. Согласно государственному заказу, в 2007—2008 годах должно быть выпущено 60 самолётов Як-18Т серии 36. В середине 2007 года первые новые самолёты стали поступать в учебные заведения. Однако Як-18Т перестал использоваться в учебных заведениях с 2012 года, ему на смену пришёл более современный DA-40NG
Характеристики (самолётов 36 серии)
- Длина — 8,354 м
- Размах крыла — 11,16 м
- Высота — 3,4 м
- Масса пустого самолёта — 1219 кг
- Максимальная взлётная масса — 1685 кг
- Максимальная полезная нагрузка — 446 кг
- Максимальный запас топлива — 360 кг
- Крейсерская скорость — 210—250 км/ч
- Максимальная скорость — 300 км/ч
- Пробег — 250 м
- Назначенный ресурс самолёта — 7000 лётных часов
- Мощность двигателя М-14П — 360 л. с.
Модификации
- Як-18СТ — санитарный вариант, имел возможность перевозки 1 больного на носилках и сопровождающего. Закрылки были расположены по всему размаху крыла, органы управления правого лётчика были демонтированы. В 1976 году переоборудован 1 экземпляр.
- СМ-94 — модернизированный вариант, разработанный российской авиастроительной компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе с 1997 года.
- СМ-2000 — 6-местный многоцелевой самолёт с турбовинтовым двигателем, глубокая модернизация Як-18Т компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе.
- Як-18Т (грузовой) — не реализованный проект для перевозки почты и небольших грузов
- Як-18Т (лесопатрульный) — нереализованный проект. Предполагался монтаж дополнительного топливного бака в багажном отсеке, была предусмотрена возможность установки лыжного и поплавкового шасси.
Использование в экспериментах
- Носитель экспериментальных летающих моделей — в 1990 году в ОКБ Яковлева переоборудована одна машина (Як-18Т СССР-44442). Самолёт оснащался подвесной системой под фюзеляжем. Предназначался для транспортировки и сброса летающей модели в горизонтальном полёте на высотах от 1000 до 4000 метров и скоростях 170-180 км/ч.
- Стенд для испытания двигателя — стенд наземных испытаний двигателя для многоцелевого самолёта Молния-1 разрабатываемого НПО Молния. Переоборудован Як-18Т СССР-44310 в 1992 году.
- Летающая лаборатория — летающая лаборатория использовалась в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова для отработки элементов системы связи, навигации и системы управления воздушным движением. Переоборудован Як-18Т RF-051, самолёт был показан на МАКС-2005.